Статья

ТМЦ в бухгалтерском учете

ТМЦ (материальные ценности) в бухгалтерском учете – это активы предприятия, которые используются в производстве товаров и услуг, а также для управленческих нужд. Что к ним относится и как учитывается, узнайте в статье.

 

ТМЦ в бухгалтерском учете: что включают, как оценивают

Определить, что относится к ТМЦ в бухгалтерском учете, можно по ПБУ 5/01. В качестве материальных запасов в бухучете принимаются следующие виды активов:

  • сырье и материалы, которые используются при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
  • ТМЦ, приобретенные для продажи;
  • материалы, которые используются для управленческих нужд компании.

Бухучет ТМЦ ведется по фактической себестоимости — сумме затрат на приобретение. Это, например, суммы, которые уплатили поставщику и затраты на доставку ТМЦ. Полный перечень затрат, которые необходимо включить в себестоимость материалов приведен в пункте 6 ПБУ 5/01.

Товарно-материальные ценности в бухгалтерском учете отражаются в балансе в разделе оборотных активов (остатки на начала и конец года). Движение материальных запасов отражается в регистрах бухучета и первичных документах.

Учет ТМЦ в бухгалтерии: проводки и документы

Учёт ТМЦ в бухгалтерии ведут по специальным правилам. Основные требования к бухгалтерскому учету материальных ценностей приведены в пункте 7 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. В нем говорится о том, что недопустимы различия между бухгалтерским и складским, оперативным учетом движения запасов в подразделениях организации.

Поступление и выбытие материалов важно правильно и своевременно отражать на счетах бухгалтерского учета.

Поступление материалов

Материалы могут поступить на предприятие одним из следующих способов:

  • по возмездным договорам, таким как поставка, мена и т. д. В том числе и через подотчетных лиц;
  • безвозмездно по договору дарения;
  • в качестве вклада в уставный капитал;
  • при изготовлении ТМЦ самостоятельно;
  • при ликвидации основных средств;
  • излишки, выявленные при инвентаризации.

ТМЦ принимают к учету на основании первичных документов. Если материалы приобретаете у поставщика, то часть документов предоставит поставщик, а часть организации необходимо оформить самостоятельно. Если приходуются материалы, изготовленные самостоятельно, то и документы будут только те, что составили сотрудники производственной компании.

Когда материалы поступают на склад организации, кладовщик или другое материально-ответственное лицо должен оформить приходный ордер. Это может быть унифицированная форма М-4 или форма, разработанная организацией самостоятельно.

При приемке материалов ответственный сотрудник должен проверить количество и качество поступивших материалов. Если в результате будет выявлен брак или недостача, можно выставить претензию поставщику. Это нужно сделать на основании акта о приемке материалов. Например, по форме № М-7.

Учет движения ТМЦ в бухгалтерии зависит от того, каким способом поступают материалы. Порядок учета материальных ценностей приведен в таблице ниже.

 

Способ получения ТМЦ Проводки Первичные документы
Материалы поступили от поставщика 1. Поступление материалов за плату по фактической себестоимости:

Дебет 10 Кредит 60 (76)
– отражено поступление материалов по фактической себестоимости с учетом транспортно-заготовительных расходов.

2. Поступление материалов за плату по учетным ценам:

Дебет 15 Кредит 60 (76)
– отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором с поставщиком или другими документами;

Дебет 15 Кредит 60 (76)
– учтены в фактической себестоимости материалов транспортно-заготовительные и другие аналогичные расходы;

Дебет 10 Кредит 15
– оприходованы материалы по учетной цене.

Отклонения между учетной ценой и фактической себестоимостью:

Дебет 16 Кредит 15
– отражено превышение фактической себестоимости материалов над их учетной ценой;

Дебет 15 Кредит 16
– отражено превышение учетной цены материалов над их фактической стоимостью.

- договор купли-продажи;
- расчетные документы (счета, счета-фактуры, накладные и т. п.);
- сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, удостоверения качества и т. п.).
Материалы поступили безвозмездно Дебет 10 (15) Кредит 98-2
– учтены безвозмездно поступившие материалы.
- договор дарения (пожертвования);
- расчетные документы (счета, счета-фактуры, накладные и т. п.);
- сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, удостоверения качества и т. п.)
Поступление материалов в качестве вклада в уставный капитал Дебет 10 (15) Кредит 75-1
– получены материалы в качестве вклада в уставный капитал.
Акт приема-передачи
Поступление материалов, изготовленных собственными силами Дебет 10 (15) Кредит 20 (23, 21)
– поступили на склад материалы, изготовленные собственными силами.
Требование-накладная формы № М-11 или самостоятельно разработанная форма
Поступление материалов, полученных при ликвидации основных средств Дебет 10 (15) Кредит 91-1
– поступили материалы от ликвидации основных средств по рыночной цене.
Требование-накладная

Списание материалов

Как правило, списание материалов производится при отпуске их в эксплуатацию (производство) или при их реализации. В таблице ниже приведен перечень документов, которыми можно оформить отпуск материалов в эксплуатацию.

 

Первичный документ Когда применяется
Лимитно-заборная карта (форма № М-8) При систематическом использовании материалов, когда утверждены нормы и планы их расходования
Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) Когда материалы передаются территориально удаленному подразделению
Требование-накладная (форма № М-11) или карточка складского учета (форма № М-17) В остальных случаях

В бухучете отпуск материалов отражается проводкой:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44, 97...) Кредит 10 (16)
– списаны материалы.

Продажу материалов необходимо оформлять накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) или товарной накладной (форма № ТОРГ-12). В бухучете реализация материалов отражается следующими проводками:
Дебет 91-2 Кредит 10
– списана стоимость реализованных материалов;

Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 60...)
– списаны расходы, связанные с продажей материалов (например, расходы по транспортировке);

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС с реализации (если операция облагается этим налогом);

Дебет 62 (76, 73...) Кредит 91-1
– отражена реализация материалов (на дату перехода права собственности).

https://www.glavbukh.ru/art/92671-tmts-v-buhgalterskom-uchete?utm_social...

▲ Вверху